Классика
Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фридерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. В этом же направлении пошел Станислав Монюшко (1819 - 1852) - автор национальных опер и цикла песен, с успехом исполняемых сегодня в театрах и концертных залах, а также в рамках Монюшковского фестиваля в местности Кудова-Здруй. Влияние творчества Шопена чувствуется также в польской школе фортепьянной игры. Великие пианисты-виртуозы - Юзеф Хоффман, Артур Рубинштейн, Игнацы Ян Падеревский играли Шопена с особым чувством.
Два десятилетия между мировыми войнами отметились инициативой организации международных конкурсов, в том числе - сегодня одного из старейших в мире Конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (выдающегося скрипача-виртуоза), проходящего в Познани с 1935 г., или Международный конкурс пианистов им. Фридерика Шопена в Варшаве (с 1927 г.), на котором дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак, Кристиан Цимерман. Среди композиторов ведущее место занимал в то время Кароль Шимановский (1882 - 1937) - создатель яркой, эмоциональной музыки, часто окрашенной фольклорными мотивами (примером может служить балет Харнаси). Музыка Шимановского в последнее время обрела большую популярность в Европе, благодаря сэру Симону Рэтлу - дирижеру Бирмингемского симфонического оркестра, активно популяризирующему произведения польского композитора (запись ряда альбомов по заказу фирмы звукозаписи EMI).
После II мировой войны польские композиторы, работавшие под сильным политическим нажимом, были вынуждены сочинять произведения к определенным датам. Одни эмигрировали (Роман Палестер, Анджей Пануфник, Роман Мацеевский), другие, не желая подчиняться системе, обращались к фольклору или абстрактным музыкальным идеям. Благодаря этому родились выдающиеся произведения, не связанные с политикой , такие, как Первая симфония Лютославского, сочинения Гражины Бацевич или Болеслава Шабельского. Ситуация изменилась после 1956 г. с приходом политической оттепели . Польские композиторы быстро нашли себя в новых творческих условиях. В необычайном темпе рождались произведения, оригинальным образом развивавшие популярные в Европе тенденции. Среди них выделялись сочинения Тадеуша Баирда и Казимежа Сероцкого. По инициативе этих композиторов в 1956 г. был организован существующий до сих пор Международный фестиваль современной музыки Варшавская осень , который считается одним из самых престижных на европейском континенте.
Так же быстро родились революционные эстетические идеи - например, так называемый соноризм, то есть техника композиции, опирающаяся исключительно на звуковые оттенки. Пионером соноризма стал Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933), проложивший совершенно новый путь в развитии современной европейской музыки. Авангардное творчество Пендерецкого на многих сначала произвело шокирующее впечатление откровенным использованием звуков не только из музыкального ряда, но и окружающей действительности: природные шумы, грохот, визг пилы, стук пишущей машинки (Флюоресценции). В свою очередь, Витольд Лютославский (1913 - 1994) углубился в поиски совершенства формы и изысканности звучания. Его музыка - это полифонические, насыщенные и многогранные композиции, чарующие звукосочетаниями и не лишенные драматического напряжения (Третья и Четвертая симфонии, Концерт для фортепиано).
Ведущим представителем музыкального авангарда считается также Войцех Киляр (р. 1932), сегодня пишущий в основном музыку для кинофильмов, а также автор сочинений для оркестра: Riff 62 (1962), Generique (1963) Diphtongos (1964). К самым известным произведениям Киляра принадлежит симфоническая поэма Кшесаны (1974) - дань увлечения композитора так называемым музыкальными минимализмом (minimal musik), направлением, характеризующимся скупостью формы и содержания. Поэма Кшесаны в свое время произвела фурор и сегодня является одним из излюбленных произведений, как исполнителей, так и меломанов. Композитор до сих пор пользуется техникой минимализма, оперируя скупым, но чрезвычайно выразительным музыкальным языком, что вызывает сильные эмоции у слушателей. Это касается как произведений, инспирированных народными мелодиями (в основном, фольклором польских горцев), сочинений на религиозные темы, так и музыки к художественным фильмам. |