В 1628 г. в городе произошли антиеврейские беспорядки, сопровождавшиеся грабежами. В 1630 г. евреев Пшемысля обвинили в гостии осквернении; один из них был сожжен. Пользуясь поддержкой властей, мещане в 1645 г. заставили общину заключить с ними договор, резко ограничивавший экономическую деятельность еврейских ремесленников и купцов. Евреи Пшемысля не пострадали ни в годы восстания под предводительством Б. Хмельницкого, ни во время польско-шведской войны. Они активно участвовали в обороне города как от казаков, так и от шведских войск.
В 17 в. община Пшемысля была крупнейшей в Червонной Руси (см. Галиция); ее представители входили в Ва‘ад четырех земель. Во второй половине 17 в. евреи Пшемысля оказались в трудном положении из-за чрезвычайных военных налогов, которые община вынуждена была платить. В 1661 г. евреям пришлось отдать синагогу в залог кредиторам-шляхтичам. В 18 в. долги общины еще более возросли: в 1773 г. они достигли 141 750 злотых. Продолжались нападения на евреев: в 1746 г. ученики иезуитской школы разграбили и разорили синагогу. В 1756 г. еврейское население Пшемысля составляло 2418 человек. Положение евреев оставалось тяжелым и после присоединения Пшемысля к Австрии. До 1867 г. они были обложены высокими налогами. Власти враждебно относились к хасидам (см. Хасидизм), составлявшим большинство еврейского населения Пшемысля. Автономия общины была урезана; власти, поддерживая сторонников Хаскалы, заставляли евреев посылать детей в государственные школы.
Во второй половине 19 в. среди членов общины появилось много состоятельных людей, занимавшихся торговлей пшеницей, лесом, поставками различных товаров в военный гарнизон Пшемысля, а также банковским делом. Среди евреев было много ремесленников, мелких торговцев, промышленных рабочих. Евреи арендовали земли в окрестностях Пшемысля, занимались торговым посредничеством между крестьянами и городским населением. Происходил значительный рост численности еврейского населения Пшемысля: с 5692 человек в 1870 г. до 16 062 человек (29,6% от всего населения) в 1910 г. С 1875 г. в городе действовало Общество вспомоществования еврейскому населению Эрец-Исраэль, в 1897 г. возник ряд сионистских организаций (см. Сионизм). В начале 20 в. были созданы отделения Бунда, Агуддат Исраэль, Фолкспартей; Г. Либерман организовал в Пшемысле ячейку Социал-демократической партии Галиции и Силезии. В городе функционировал союз «Яд харуцим», в который входили еврейские рабочие и ремесленники. Община содержала три синагоги, восемь молитвенных домов, две школы талмуд-тора, три микве, еврейскую больницу. Накануне 1-й мировой войны половину муниципального совета Пшемысля составляли евреи. В Пшемысле родился историк М. Шор.
Еврейское население города пострадало весной 1915 г. во время оккупации города русскими войсками. Многие евреи бежали из Пшемысля, часть оставшихся была выслана русскими во внутренние районы России. В 1921 г. в Пшемысле проживало 18 360 (38,3%) евреев, в 1931 г. – 17 300 евреев (34%). На городских выборах 1928 г. еврейский национальный блок получил 18 мест из 40 в муниципальном совете. Представитель блока был избран заместителем мэра.
Перед началом 2-й мировой войны в Пшемысле проживало около двадцати тысяч евреев. В первые дни войны многие евреи из западных районов Польши бежали в Пшемысль. 14 сентября 1939 г. немецкие войска оккупировали город; через несколько дней после этого нацисты расстреляли около 600 евреев. 28 сентября 1939 г. Пшемысль был передан Советскому Союзу. Пригород Засанье остался в руках немцев, все проживавшие там евреи были депортированы в Пшемысль. Советские власти запретили деятельность всех еврейских политических партий и общественных организаций; в апреле–мае 1940 г. около семи тысяч евреев Пшемысля (в основном беженцы) были сосланы в отдаленные районы Советского Союза.
28 июня 1941 г. немецкие войска заняли Пшемысль, где тогда проживало около семнадцати тысяч евреев. В июле был создан юденрат, главой которого стал доктор Игнаци Дулдиг (?–1942). Евреев обязали носить отличительный знак, вся принадлежавшая им собственность была конфискована. В июне 1942 г. нацисты выслали в Пшемысль пять тысяч евреев из близлежащих деревень и местечек. В том же месяце в Засанье были расстреляны 45 еврейских женщин; за этим последовала депортация тысячи мужчин в Яновский концентрационный лагерь во Львове. 15 июля 1942 г. всех евреев Пшемысля заключили в гетто. 27 июля гестаповцы уничтожили членов юденрата и попытались отправить 6,5 тыс. евреев Пшемысля в лагерь смерти Белжец, однако А. Батель, немецкий комендант города, потребовал прекратить депортацию. По его приказу части немецкой армии заняли мосты и остановили движение поездов с депортируемыми. Гестаповцы были вынуждены отложить намеченную акцию. (Яд ва-Шем присвоил А. Бателю звание Праведника народов мира /см. Хасидей уммот ха-‘олам/.) Вскоре депортации возобновились: 31 июля 1942 г. в Белжец были высланы три тысячи евреев Пшемысля, 3 августа — еще три тысячи, 18 ноября — шесть тысяч. После этого нацисты разделили гетто на две части: в одной из них были сосредоточены евреи, работавшие на немецких предприятиях (в феврале 1943 г. она стала концентрационным лагерем), в другой содержались нетрудоспособные. В гетто действовало подполье, осуществлявшее акции сопротивления (так, 10 мая 1943 г. был убит гестаповец). В период с сентября 1943 г. по апрель 1944 г. всех евреев, остававшихся в Пшемысле, депортировали в Освенцим.
После освобождения Пшемысля советской армией (27 июля 1944 г.) в городе поселилось 250 евреев, скрывавшихся во время немецкой оккупации или вернувшихся из Советского Союза. В Пшемысле был создан еврейский совет, функционировали молитвенные дома. В 1968–69 гг. последние евреи покинули город. Еврейские землячества выходцев из Пшемысля имеются в Израиле и США. В 1964 г. на иврите и идиш была издана памятная книга о еврейской общине Пшемысля.
|