Варшаву я решил не осматривать, так как все достопримечательности польской столицы были уничтожены во время войны. Выйдя на главном вокзале Варшава Центральна, я тут же купил на заранее обменянные злотувки билет до Кракова и сел на поезд интерсити, шедший в этот старинный город.
Тут надо сделать отступление о польских железных дорогах – PKP. Сразу скажу, что самые отрицательные впечатления от Польши у меня связаны именно с этой организацией. Вначале я наивно пытался сравнивать PKP с немецкой железкой, но потом понял, что это скорее родной брат наших РЖД. В Германии все без исключения поезда очень комфортны, уехать практического из любого города не проблема, так как во всех направлениях периодически уходит масса различных электричек, региональных поездов и т.д. В Польше интервалы движения поездов, как правило, составляют 2-3 часа, а то и больше. Исключение составляют только самые популярные маршруты вроде Варшава – Краков и электрички местного значения – TLK и SKM. Поэтому пассажиры приходят на перрон за 20-30 минут до отхода поезда: если пропустишь свой поезд, будешь куковать 3 часа на вокзале. Соответственно чтобы уехать из какого-либо города, лучше как минимум за день ознакомиться с местным расписанием (традиционно в Европе время отхода поездов печатают на желтой бумаге, а время прибытия – на белой).
Основные виды польских поездов: 1) особовы - медленные дешевые поезда местного значения, делающие частые остановки, 2) поспешны - более быстрые и более дорогие поезда с меньшим числом остановок, 3) экспрессы - быстрее и дороже поспешных, 4) интерсити - чуть быстрее поспешных, но не намного, зато самые дорогие. Вагоны поездов особовы, как правило, отличаются от обычных электричек только чуть более комфортными сиденьями. Причем в особовы и в электричках кресла ставят не по 3, как у нас, а по 2, а у окна есть небольшой столик с ящичком для мусора под ним. Вагоны поездов поспешны разделены на купе каждое на 8 человек. В экспрессах я не ездил. Интерсити внешне очень похожи на поспешны, только купе рассчитаны на 6 человек, есть кондиционер, а пассажирам раздают набор из шоколадного пряника и кофе (или сока), чья цена входит в стоимость билета. В следующие разы после первого кормежка уже платная. Немаловажно, что в большинстве польских поездов есть туалеты, а надписи выполнены не только на польском, но и на немецком, французском и - внимание! - русском языках.
Отдельная песня – используемые в Польше двухэтажные вагоны западноевропейского образца. Поездив в таких вагонах в Германии и Чехии и увидев их на польских станциях, я вначале обрадовался: уж очень они мне понравились. Но когда я влез внутрь такого вагона в Польше, мое настроение несколько ухудшилось. Судя по всему, наши западные соседи закупили в Германии уже списанные там вагоны, переоборудовали их на свой лад и снова пустили в дело. Никаких удобных сидений, пластиковой, но тем не менее весьма приличной отделки, а уже тем более кондиционирования в таких поездах не осталось. Правда, двухэтажные вагоны, включаемые в состав поездов поспешны, еще сохраняют относительно приличный вид. Но те, что ходят в составе поездов особовы, – откровенный металлолом: ржавые оконные рамы, топорная деревянная отделка, изобилие мух, открывающиеся вручную двери, скрипит и стонет все что только может. Я буквально чуть не умер со смеха, когда увидел, что в некоторых городах особовы отмечен в расписании немецким сокращением RE (см. мой отзыв «Как съездить в Европу на уик-енд»).
Между прочим, «зайцем» можно проехать только в электричках TLK и SKM. Во всех остальных типах поездов работают целые бригады контролеров, у которых можно купить билет, но дороже, чем в кассе. Один раз я видел, как сильно подвыпивший и заснувший гражданин ехал в воскресенье в поезде особовы. Контролер растолкал его и взял штраф, причем «заяц» безропотно отдал деньги. Контролер-садюга не успокоился, и еще два раза будил пассажира, чтобы тот расписался в квитанции, а потом взял ее.
По-настоящему меня раздражало соотношение цена-качество услуг PKP. Например, билет на интерсити по маршруту Варшава – Краков (чуть менее 300 км) обошелся мне в 89 злотых (исходя из соотношения около 8 рублей за 1 злотый - более 700 рублей). Из этой суммы не менее пятой части пришлось на так называемую резервацию, то бишь плацкарту.
Можно, конечно, попытаться сэкономить и воспользоваться карточкой Евродомино, но ее окупаемость в Польше под большим вопросом. Если купить Евродомино дней на 5, вы заплатите около 14-16 евро за один день поездок. Заметная экономия получается, только если путешествовать на поездах экспресс и интерсити, но на них обязательна резервация. А нужно ли владельцу Евродомино доплачивать за нее или ее можно получить просто так в кассе, я до сих пор не знаю. Если доплата все-таки нужна, то польская карта Евродомино как минимум просто окупает себя.
Кстати, как выяснилось, резервация в Польше существует не зря. Из-за того что поезда ходят редко, в них набивается множество пассажиров, причем большинство – с нехилым багажом, потому что по Польше активно путешествуют не только аборигены, но и иностранцы. Поляки считают невежливым побеспокоить пассажиров, которые уже заняли купе, с чем я вполне согласен, но только в том случае, когда поезда курсируют часто и мест в них хватает на всех. В Польше же это может выглядеть следующим образом. Две подружки занимают купе в поспешном поезде на 8 человек, разлегшись каждая сразу на 4 креслах, а в это время пассажиры с детьми и тяжелыми сумками сидят на откидных креслах в коридоре или прямо на полу в тамбуре. Некоторые даже доплачивают кондуктору, чтобы переместиться в вагон первого класса (а там тоже может быть полно народу), но не тревожат тех, кто ранее расположился в купе. В общем, прямо какая-то пассажирская дедовщина. Справедливости ради, скажу, что в поспешных обычно есть купе для матерей с детьми до 4 лет, которые никто кроме означенной категории пассажиров не занимает. Но что делать, если вашему ребенку уже 5 лет? Ответ: доплатить за резервацию или ехать рано утром. Ночью путешествовать не советую, так как ночные поезда в Польше по безопасности сродни нашим поздним электричкам: можно нарваться на неприятности. Суммируя, можно сказать, что PKP – организация, существующая на грани или уже за гранью банкротства, которая всячески пытается сэкономить на своих клиентах.
|