Идея побывать в Закопане у меня возникла довольно давно, так как я слышал от многих знакомых об этом городе. Рассказывали много и интересно. Захотелось увидеть все своими глазами (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Стал собирать и анализировать информацию. Много чего нашел в Интернете. Огромное спасибо Николаю Калашникову об очень обширной информации о Закопане, которую я распечатал и применял в поездке как практическое руководство. Теперь надо было, определится со временем и сроками. Так как я предпочитаю летние виды отдыха и имею многолетний достаточный опыт пеших походов и автомобильных путешествий по Украинским Карпатам, то период был выбран летний. А поскольку отпуск в этом году в летнее время пока оценивается как проблематичный, то я решил сделать поездку в Закопане на майские праздники с 1 по 4 мая и имеющую разведывательно-познавательный характер. Поскольку гражданам Украины для посещения Польши кроме заграничного паспорта не требуется ни виз (пока) ни приглашений (или ваучера), то подготовка к поездке свелась к оформлению грин-карты на автомобиль. Пару дней потратил, не напрягаясь, на осмотр и мелкое техобслуживание автомобиля. День понадобился на сбор вещей. Экипаж – я (водитель) и моя жена (штурман). Автомобиль ZAZ DAEWOO «Славута» 2000 г. выпуска. Пробег 33000 км. Выезжать решили после обеда 30 апреля с расчетом переночевать во Львове, чтобы пораньше утром стартовать к границе. Во Львове к нам присоединилась дочь (первый помощник штурмана) и где-то около 7:00 мы выехали к пограничному переходу Краковец. Перед границей заправили полный бак. К большому сожалению, наши планы пересечь быстро границу (была информация, что на этом переходе требуется не более 2 часов на переход в любое время) и к обеду уже быть в Закопане, были успешно сорваны. Очередь около 112 машин. К тому же началась пересменка, которая длилась больше часа. Семь часов мы простояли на границе, наблюдая как всякие крутые, блатные и хитрые без очереди проходили границу. Какая-то шпана предлагала за 25 зеленых провести на территорию терминала без очереди, но по моим наблюдениям желающих не находилось. Официальный побор на переходе ограничился уплатой 5 гр. 40 коп. ($1) за проезд по территории Львовской области. В терминале таможенный досмотр представлял собой открывание багажника и не более. Никаких деклараций. Обычный паспортный контроль. Стандартные вопросы и ответы как на нашей, так и на ихней стороне. В 15:00 мы уже были на польской стороне. Обменяли 100 зеленых на 375 zl в «Канторе» (обменный пункт) здесь же на границе. Кстати, самый выгодный курс. Более, чем 3,71 zl за зеленый я, по крайней мере в Закопане, не встречал. Маршрут был намечен следующий: Krakowec, Radymno, PRZEMYSL, SANOK, KROSNO, JASLO, GORLICE, NOWY SACZ, Str.Sacz, Zabrzez, Kroscienko n. Dunajcem, NOWY TARG, ZAKOPANE. Это вдали от главных дорог и, что было важно для меня, поближе к горам. На первой же встретившейся автозаправке купили карту автодорог Польши и другие заинтересовавшие меня карты. По пути из PRZEMYSL в SANOK красивые перевалы и захватывающие дух серпантины дороги. Невысокие, но живописные горы. Далее стали немного удаляться от гор, и дорога пошла почти по равнине. Хотя по карте дорога далеко не основная, но покрытие отличное, никакой колеи (фуры здесь почти не ездят). Ехать одно удовольствие. Средняя скорость невысокая, так как почти подряд разные мелкие населенные пункты. А выяснять отношения с местной полицией не хотелось. Видели две засады полициантов (почему-то поляки не говорят «полицаев»). Встречные моргали, предупреждая. Нас естественно не трогали. Погода чудесная. Так как была уже вторая половина дня, и солнце клонилось к западу, то ехать стало трудно. Отблески дороги и солнечные лучи прямо в лицо, долгое стояние на переходе границы, быстро привели к усталости, и стало ясно, что до Закопане сегодня нам не доехать. Решили найти ночлег и отдохнуть. В городке Biecz, что в 18 км. после JASLO, попался на глаза однозвездочный отель «Grodska». 60 zl за одноместный номер (для меня) и 65 zl за двухместный для жены и дочери. Условия очень хорошие. Чистота, тишина. Паркинг во внутреннем, закрывающемся на ночь дворе. Приличный и недорогой ресторан внизу. Ужин на троих с вином и пивом обошелся в 40 zl. Хорошо выспавшись, в 7:00 выехали дальше по маршруту. Дорога здесь менее интересная, но также хорошая. Проезжая транзитом через небольшие городки обратили внимание на великолепные величественные католические костелы, выполненные в стиле модерн. До сих пор я таких нигде не видел. Есть на что посмотреть. Не хотелось терять время, поэтому ограничились видом из окна автомобиля. Архитектура, исторические памятники и памятники культуры – это тема для другой поездки. Также бросилась в глаза почти идеальная чистота на городских улицах и улочках, по которым мы проезжали. Разметка проезжей части дорог и дорожные указатели не вызывали никаких вопросов и точно вели нас к намеченным пунктам. Перед Kroscienko n. Dunajcem, слева по движению на противоположном берегу реки видели довольно большую поляну, заполненную машинами и палатками. Неплохое место для отдыха. Город со всеми туристскими заведениями недалеко. Вокруг лесистые горы. Кроме того, в нескольких километрах после Kroscienko n. Dunajcem налево идет дорога, обозначенная как дорога к сплаву на плотах. Это мероприятие мне знакомо. Я сплавлялся по этой же реке в 2001 году в Словакии. И приблизительно это же место, только протяженность маршрута здесь больше, а значит и еще интереснее. Где-то за местечком Grywald, километрах в 8 от Kroscienko n. Dunajcem, внезапно, из-за невысоких гор, открылась великолепная панорама. Высокие Татры со снежными вершинами, сияющими в лучах солнца, так неожиданно возникли слева по ходу машины, что аж захватило дух. Не остановиться было невозможно. К тому же сразу справа оказалась площадка для отдыха. Пофотографировались, отдохнули. Дальше уже постоянно любуясь вершинами Татр, ехали по красивой дороге. Слева в котловине виднелось большое искусственное озеро. К Закопане подъехали к 11:00. Начиная с пригорода, тянулись в город больше часа на 1-2 передаче, постоянно останавливаясь и трогаясь. Сплошной поток машин говорил о том, что очень много желающих попасть в город в этот день. По плакатам над дорогой узнали о праздновании маёвки поляками в Закопане с 1 по 4 мая. Этим все объяснялось. Проехав в центр. Стали искать жильё. И не тут-то было. Все дворы, где сдавалось жильё, отели, пансионаты, мотели были забиты автомобилями. Покрутившись около полчаса по центру, отъехали, как показалось, на окраину. Там тоже нет свободного жилья. Почти в отчаянии остановились у одного из дворов. Женщина, которую увидели во дворе, сказала, что найти в эти дни свободное жилье практически невозможно. Но нам все-таки повезло. После разговора с этой женщиной о жизни, об отдыхе и прочем, она вдруг вспомнила, что соседка через пару домов вроде говорила ей о недавно выехавших жильцах. Действительно, у нее оказалась свободная комната на самом верху дома. Комната на троих, отдельный туалет, душ, горячая и холодная вода. Все то, что надо. По 25 zl с человека. Заплатили за две ночи, предупредив, что выезжать будем 4 мая рано утром. Больше хозяйку мы не видели. Все на полном доверии. Ниже нас тоже жили какие-то люди, но мы их также почти не видели. Приведя себя в порядок и передохнув немного с дороги, решили идти в центр пообедать и разведать обстановку. Оказалось, что от центральной улицы Круповки мы всего в 10 минутах ходьбы от нашего дома. Надо было только подняться на пригорок и, спустившись вниз, пройти один небольшой квартал между домами. Ориентир – зеленый шпиль костела, который находится в начале Круповки внизу. Кстати, с этого пригорка прекрасно просматривалась почти вся панорама гор вблизи Закопане в дневное время, и сам город весь в ярких огнях, когда возвращались вечером домой. Плотно пообедали в ресторане “GAZDOWO KUZNIA” на углу Круповки и какой-то улицы. С пивом на троих получилось 57 zl. Прогулялись вдоль улицы. Сделали несколько снимков. Надо сказать, что погода нам благоприятствовала. Было солнечно и тепло. Горы просматривались великолепно. Народу гуляющего море. Поговорив с одним из продавцов сувениров, выяснили, что на вершину Kasprowy Wierch надо стараться попасть как можно раньше. Также он нам показал, откуда идут маршрутки на Кузницу, и рассказал все тонкости этого мероприятия по подъему на вершину. Было около 17:00. Хотелось еще погулять, и мы решили подняться фуникулером на гору Gubaluwka. Фуникулерная станция действительно находилась недалеко. Проблем и очереди большой не было и, купив билеты, мы зашли в вагончик, который довольно быстро и плавно поднял нас наверх. Билет на одного человека в оба конца стоит 14 zl. Вид, который открывался перед нами, был изумительным. Погуляв по верху в одну и другую стороны, нашли укромное местечко в одном из многочисленных кафе под открытым небом с видом на горы (там большинство таких), заказали подогретого пива и просидели там почти до начала сумерек. Вдоволь налюбовавшись красотой раскинувшейся панорамы, уставшие, но довольные, спустились на фуникулере вниз, и пошли на ночлег. Упали спать как убитые. 03.05.03. встали в 6:00. Быстренько попив чайку с припасенными заранее припасами и собравшись, отправились на стоянку микроавтобусов. Народу было мало и заплатив по 2.5 zl за человека, мы уже через 10-15 минут были в Кузнице, откуда отправляется подъемник на Kasprowy Wierch. Появились сомнения в погоде. Что-то немного пасмурно и даже срывался небольшой дождик. Однако пока стояли в очереди (когда мы подъехали, то уже была очередь) распогодилось, и все сомнения исчезли. Простояв 1 час 40 мин. и заплатив туда и обратно по 28 zl с человека, мы попали в заветный вагончик, который потащил нас наверх. Вид из вагончика тоже был замечательным. Сделав пересадку на промежуточной станции, мы благополучно вышли на вершине горы Kasprowy Wierch. Весь подъем занял около 20 мин. Погода на верху прекрасная. Конечно красота того, что мы увидели, трудно поддается описанию, да это надо еще и уметь делать. Время пребывания на вершине было ограничено 1 час 40 мин. (указано в билетах). После гуляния по верхам с удовольствием зашли в ресторанчик отведать свежей пиццы и запить её горячим ароматным чаем. Это удовольствие обошлось на троих 32 zl. С неохотой спустились вниз в Кузницу. Начал моросить дождик. Накинув на себя захваченные с собой куртки и накидки от дождя, решили пройтись до Закопане пешком по тропе вдоль речки. Шли неспеша, любуясь природой, вдыхая прекрасный пахнущий соснами воздух. Набрели на начало одного из пешеходных маршрутов по Татранскому народному парку (зеленая маркировка). Вход на маршрут платный. Цену я не узнавал, но думаю, она чисто символическая. Маркировка четкая. Было видно много людей, шедших по тропе уже довольно высоко среди скал. Перед началом Закопане прошли через территорию какого-то кемпинга. Красивая местность, лес, отдельные бунгало, тишина, свежий воздух. Цены на проживание – приемлемые. Когда подошли к Закопане, дождь начался более серьезный. Зашли в современный величественный костел в надежде, что пока мы его осматриваем, то дождь хотя бы уменьшится. Наоборот обложило тучами еще больше. Ходить под дождем расхотелось. Время как раз подходило к обеду, и мы решили найти уютный ресторанчик для трапезы. Обратили внимание на надпись «КОРЧМА». Ресторан этот находится на ул. Крупувка где-то посередине ее протяженности и представляет собой огромный подвал, разделенный на множество залов больших и малых и оформленный в народном крестьянском стиле. Мы видели там подобие интерьера деревенской кухни со всеми ее атрибутами, водяное колесо мельницы, приводимое в движение падающей водой и плавающими живыми рыбами в озерце под колесом. Зажженные на столах свечи и тусклое освещение накладывали атмосферу романтичности на всю обстановку. Тепло и сухо. Народу было много, и мы с большим трудом отыскали в одном из залов свободные места. Заказ пришлось ждать недолго, но большая суета и беготня официантов от стола к столу привели к тому, что холодные закуски и салаты подали нам тогда, когда все горячее было съедено, а пиво выпито. Извинившись, официантка сказала, что забыла в суете про наши салаты. Однако это не испортило нам настроения и мы ели не спеша, наслаждаясь теплом, обстановкой и одновременно коротая время в надежде на то, что дождь пройдет когда мы закончим трапезу. В общем, так оно и вышло. Опять распогодилось, и можно было погулять по Крупувке. Обед на троих с пивом обошелся в 57 zl. Поскольку у поляков была маёвка, то на улице были различные аттракционы, развлечения и представления. Наблюдали шествие, которое проследовало по всей улице. Всадники на лошадях в национальных костюмах, телеги с празднично разодетыми крестьянами, кареты и музыканты. Время пролетело быстро и, забежав на рынок в конце улицы, чтобы купить на память о Закопане кое-какие сувениры, мы отправились отдыхать. К сожалению, не было времени погулять по вечернему и ночному городу. Говорят, что это тоже очень интересно. Завтра предстоял долгий путь, и надо было хорошо выспаться. 04.05.03. встали в 6:00, быстро собрались, хотели попрощаться с хозяевами, но никого в доме не нашли. Ночью был заморозок, и стекла автомобиля покрылись коркой льда. Соскрябав лед и бросив последний взгляд на такие близкие Татры (рукой подать), выехали в обратный путь. Все дальше и дальше горы отдалялись от нас и я в зеркале заднего вида печально наблюдал как уменьшаются и тают в весенней дымке снежные вершины. Маршрут назад был выбран тот же, чтобы поскорее добраться до границы. Поскольку время позволяло то, доехав до г. SANOK, я свернул на Zagorz, Lesko и далее в сторону Solinskie озера. Это входило в мои первоначальные планы по разведке мест отдыха. Крюк в сторону небольшой и мы вскоре уже увидели это озеро. Среди невысоких живописных гор (Польские Бещады), покрытых лесными массивами, раскинулось озеро в виде большой неправильной подковы. Озеро искусственного происхождения, так как мы позже проезжали вблизи высокой мощной плотины. Оценить его размер не берусь, но большое количество парусных яхт на его акватории говорит само за себя. Подъехав поближе, мы увидели, что это прекрасное место для отдыха с развитой инфраструктурой туризма. Санатории, отели, базы отдыха, кемпинги, мотели, кафе и рестораны, пристани и прогулочные теплоходики, паркинги и пешеходные и велосипедные маршруты, места для установки палаток. Все хорошо отмечено на карте этой местности масштаба 1:75000, которую я купил для изучения. И это в каких-то 50 км. от Украинско-Польской границы! Вот где можно хорошо отдохнуть летом. Поскольку еще оставались злотые, то решили их потратить на обед. Зашли в одно из многочисленных кафе под открытым небом. В тени беседки и под запахи дымка из колыбы наелись, как говорится «от пуза» (но без пива) жаренной на огне вкуснятины всего за 40 zl на троих. Вставать из-за стола было тяжело, но надо было ехать. Через 40 минут были на пограничном переходе Смильница. Никаких проблем. Переход занял около 30 мин. Открывание багажника, паспортный контроль и все… Только поляки попросили чем-нибудь подтвердить, что мы были в Закопане. Я им показал билеты на подъемник на Каспровы Верх, чем они были полностью удовлетворены и пожелали нам счастливого пути. Наших не интересовало ничего, кроме документов. Надо сказать, что очередь со стороны Украины в Польшу была в это время (15:00) где-то часа на 2, я насчитал около 40 машин. В основном поляки. О контрасте дорог, который проявился сразу после пересечения границы лучше не говорить. Настроение ухудшилось. Но такова реальность. Через пару часов были во Львове, где оставили дочь и к 23:30 уже поставили машину в гараж в своем городе. Путешествие закончилось. Задуманный план был реализован на 100%. Утром - на работу. Хочу особо отметить, что отношение к нам поляков было очень доброжелательным и приветливым. Люди охотно шли на контакт. По возможности старались, если надо, помочь. Поскольку я когда-то немного занимался польским языком, то проблем с общением тоже не было. В украинском и польском языках очень много общего.
Некоторые выводы:
1. Расходы можно существенно сократить по статьям питание и товары, сувениры.
2. Оптимальный срок пребывания в Закопане в летнее время – 7-10 дней. За это время можно пройти 4-5 интересных пеших однодневных маршрутов по Татрам и окрестностям города, побывать на основных вершинах, более подробно ознакомиться с достопримечательностями и культурными объектами Закопане, а также отдохнуть и попить пивка.
3. Стараться не попадать на большие праздники и выходные дни.
4. Приезжать и поселяться надо или в начале недели или в будни.
Общий пробег автомобиля за четыре дня – 1477 км.
Из них по территории Польши – 751 км.
P.S.:
Уже сейчас, сидя дома, в спокойной обстановке, я более внимательно, подробно и глубоко изучил купленные в Закопане туристические карты: “Tatranski park narodowy” 1:25 000, “Zakopane” 1:12 000, “Schematy szlakow turystychnych TATR polskich” и др. Эти карты несут в себе массу интересной и полезной информации. Обладая этой информацией и зная обстановку, можно спланировать прекрасный активный отдых в замечательных и незабываемых Польских Татрах. Это и было главной целью поездки.
|