В отличие Кракова – честной культурной столицы , где почти каждое здание исторический памятник, Варшава – высококачественная подделка, тщательно восстановленное средневековье. Одновременно это самый настоящий город Польши.
Варшава: город с характером
На польской границе иногда возникает чувство, что гостей в этой стране никто не ждет. Сначала таможня, где вполне серьезно вас могут попросить сделать лицо, максимально приближенное к фотографии в загранпаспорте. Потом доброжелательно-вежливые, но недоверчивые поляки, которым иногда приходится долго доказывать, что вы на самом деле хороший человек . Зато если они это поймут, их доверие к вам станет почти безграничным.
В Варшаве, как ни в каком другом городе страны, польская педантичность, позаимствованная у немцев, странным образом сочетается с открытостью и где-то даже наивностью, а геометрическая правильность в архитектуре – с запутанностью тонких улиц. Серые и коричневые панельные пятиэтажки, возведенные в 70-80 годы, соседствуют с новыми небоскребами и торговыми центрами. На дорогах конкуренцию старым икарусам составляют суперсовременные автобусы.
Поляки могут работать с немецкой точностью и аккуратностью, но если вы свободно говорите по-английски или по-немецки и решите блеснуть своими познаниями, они встретят вас с сердечной улыбкой и, будьте уверены, не упустят случая взять цену раза в три-четыре выше той, которую они запросили бы со славянина. Западных гостей польские цены не смущают. В страну все чаще заглядывают соседи немцы, вездесущие японцы и американцы. За последние годы в мировых рейтингах популярности среди туристов Польша вскарабкалась на 7 место, за что ее поэтично обозвали туристическим тигром .
Варшавские корки
Корки (пробки) на дорогах Варшавы – явление обычное. Количество новых машин увеличивается пропорционально количеству новых дорог. Почти нигде нет знаков, запрещающих стоянку, тем не менее, чтобы припарковаться, нужно, как минимум, пройти курсы экстремального вождения. Обочины дорог и пешеходные тротуары под завязку заставлены любимыми поляками маневренными малолитражками, но те, кому ну очень необходимо, умудряются втиснуть свои автомобили в узкое свободное пространство.
Похоже на чудо, но пробки никак не влияют на движение общественного транспорта. Он ходит точно по расписанию, которое висит на каждой остановке. Если автобус или трамвай опоздает на 2–3 минуты, водитель потом едет быстрее (естественно, не нарушая правил), стараясь уложиться в нужные сроки.
В последние годы одним из самых популярных видов транспорта в Варшаве стал велосипед. Поляки относятся к нему заботливо, с какой-то трепетной любовью. Вы не увидите старый, ржавый или сломанный велосипед. Весь город ездит на спортивных, многоскоростных амортизированных байках, в которых каждый механизм проверен и работает исправно, как часы.
Ильфопетровское пешеходов надо любить – негласный закон. Водители и велосипедисты не будут нервно сигналить, а терпеливо подождут, когда на них обратят внимание и уступят дорогу. Пешеходы отвечают взаимной вежливостью, наверное, потому что знают: перейти дорогу в центре города в неположенном месте равносильно суициду. Для тех, кто предпочитает свободно ходить пешком, в Варшаве построили подземку с разветвленной сетью туннелей, которые соединяются между собой. Под землей легко заблудиться, а на поверхности найти нужную дорогу очень просто. Достаточно ориентироваться по огромному сталинскому зданию Дворца культуры и науки. Оно стоит в центре Варшавы, и его видно отовсюду. На высоте тридцатого этажа есть смотровая площадка, откуда открывается вид на город.
Варшава: Лазенки и Вилянув
Почти в каждом жителе Варшавы есть что-то от ботаника, в хорошем смысле этого слова. Выращивание цветов на балконах и хвойных деревьев на дачах – распространенное хобби. На уик-энд многие отправляются гулять в королевский парк Лазенки или загородную королевскую резиденцию Вилянув.
В бывшей резиденции Яна Третьего Собеского Вилянуве (Новая вилла) деревья и кусты тщательно подстрижены и имеют правильные геометрические формы. Яркие цветочные клумбы чередуются с аккуратными лужайками, почти на каждом шагу встречаются фонтаны и скульптуры. Вход платный только в замок, по парку можно свободно гулять.
Газоны Лазенок напоминают заботливо подстриженные футбольные поля, с той только разницей, что ходить по ним нельзя (запрет не касается павлинов, которых здесь больше 200). По асфальтированным дорожкам для устрашения нарушителей порядка и мелких хулиганов разъезжают полицейские на маленьких электромобилях.
На террасе перед дворцом толпятся туристы и голуби. Ступеньки спускаются к широкому пруду, берег которого зарос деревьями и кустарником. За несколько злотых можно прокатиться в гондоле с ярким полотняным навесом от солнца.
Кроме гордых павлинов, которые избегают повышенного внимания со стороны людей и часто прячутся в колоннадах, вся парковая живность привыкла к щедрым туристам. Белки крутятся у ног гостей, выпрашивая чего-нибудь съедобного, а огромные карпы в пруду настолько привыкли к подачкам, что постоянно плавают у поверхности воды в ожидании, когда им бросят кусок хлеба.
Варшава: новый старый город
Если верить статистике, то после Второй мировой от оригинальной архитектуры в Варшаве сохранилось только процентов 15. Остальные 85 поляки кропотливо, с муравьиным упорством восстанавливали по старым чертежам и фотографиям. Преуспели в этом так, что воссоздали не только внешний вид, но и частично атмосферу средневекового города. Здесь как в театре, где декорации тщательно подготовлены, актеры выучили свои роли наизусть, увлеклись игрой и забыли, что они на сцене.
На площадях выстраиваются очереди извозчиков, которые ждут желающих выложить круглую сумму за то, чтобы с грохотом прокатиться на бричке по булыжным мостовым. В узких улочках трех - и четырехэтажные разноцветные дома тесно жмутся друг к другу. На верхних этажах поселились неисправимые романтики, и обустроили свои мастерские художники, а нижние оборудованы под рестораны, крошечные галереи и магазины. В сувенирных лавках торгуют псевдостариной – от охотничьей амуниции до соломенных шляпок.
Среди всей этой стилизации иногда попадаешь на что-то настоящее из пятнадцати уцелевших процентов. К тому, что не продается, относятся и легенды. Одна из самых известных – о доме под Бизилишком . По преданию существо василиск обитало под землей и прославилось своим умением уничтожать взглядом все живое. Василиск погиб, взглянув на себя в одно из зеркал, которые развесил кругом смекалистый портной. На фасаде здания установили скульптуру мифического существа, не портного.
Весной в Старом городе цветут каштаны, сирень, черемуха и магнолии, на каждом углу продают ландыши. На мощеной брусчаткой Замковой площади возле памятника королю Сигизмунду III играют уличные музыканты, возле них собираются студенческие тусовки.
Рядом с кафедральным собором Святого Яна, на Святоянской пристроились мимы. Они стоят неподвижно до тех пор, пока кто-то не бросит им пару злотых или у.е. Монета или в лучшем случае банкнота падает в коробку, фигура мима оживает, двигается несколько минут как заводная игрушка, улыбается и звонит в колокольчик. Потом, как будто села батарейка, снова замирает и ждет очередного щедрого зрителя.
|