Рано осиротел и с 1825 воспитывался бабкой. Вместе со старшим братом Людвиком учился в варшавской гимназии. Не закончив пятого класса, поступил в частную художественную школу. Дебютировал в печати стихотворением «Мой последний сонет» («Mój ostatni sonet») в 1840.
В 1842 Норвид легально выехал в Дрезден, официально — для совершенствования в скульптурном искусстве, и остался в эмиграции. Жил в Венеции и Флоренции, в 1844 обосновался в Риме. В Берлине посещал лекции в университете и собрания польских эмигрантов. В 1846 был арестован и выслан из Пруссии. Жил в Брюсселе, затем в Риме, где познакомился с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красиньским.
В 1849—1852 жил в Париже, познакомился с Юлиушем Словацким и Фредериком Шопеном, также с И. С. Тургеневым и А. И. Герценом. Терпел нужду, страдал от непонимания критики и недоразумений в отношениях с окружающими людьми. Постепенно терял зрение и слух.
При содействии Владислава Замойского в ноябре 1852 выехал в США. В 1853 устроился в мастерской графика в Нью-Йорке. Узнав о начале Крымской войны, предпринимал усилия для того, чтобы вернуться в Европу. Вернулся летом 1854 в Лондон, зарабатывал на жизнь случайными работами. По возвращении в Париж удалось опубликовать несколько произведений. С февраля 1877 жил в польском благотворительном приюте на окраине Парижа Иври, где и умер. Прах поэта был перенесён в общую могилу безвестных польских скитальцев на кладбище Монморанси .
Творчество
Автор новелл («Ad leones!», 1883, и др.), поэм, драм. Среди лучших произведений Норвида — поэтический цикл «Vade mecum» (1865—1866), философская поэма «A Dorio ad Phrygium» (1871), трагедии «За кулисами» (1865—1866), «Клеопатра» (Kleopatra i Cezar, 1870—1872), «Перстень великосветской дамы» (Pierścień Wielkiej Damy, czyli Ex-machina Durejko, 1872).
При жизни была опубликована незначительная часть его поэзии и прозы (многое из наследия утеряно). Признание получил посмертно, главным образом после того, как польский критик Зенон Пшесмыцкий «открыл» его в 1904, начав публиковать произведения и статьи о творчестве Норвида. Стал причисляться к крупнейшим польским поэтам наряду с Мицкевичем и Словацким, затмив Красиньского.
Полное собрание сочинений вышло в одиннадцати томах (Варшава, 1971—1976).
|