Гданьск впервые упоминается в летописи в 997 году в связи с миссией святого Адальберта (Войцеха) в Пруссию. Однако по данным археологических раскопок, поселение на месте Гданьска существовало уже в пятом веке. Немцы стали селиться в городе с XII-го века.
14 ноября 1308 года Гданьск был захвачен рыцарями Тевтонского (Немецкого) ордена и был присоединён к Пруссии. Город был переименован в Данциг. С 1361 года Гданьск становится членом Ганзейского союза — одним из важнейших её членов.
В 1466 году, после окончания Тринадцатилетней войны Тевтонского ордена с Польшей, в ходе которой орден потерпел поражение, Гданьск был воссоединён с Польшей и ему было возвращено его первоначальное название. Однако город получил от польского короля Казимира широкие привилегии, благодаря которым его зависимость от Польши фактически оказалась номинальной: город самостоятельно выбирал должностных лиц, вёл почти независимую внешнюю политику и обладалал монетной регалией.
В ходе Войны за польское наследство город был взят войсками русского генерала Миниха. В 1793 году, в результате раздела Польши, Гданьск достался Пруссии и снова стал Данцигом. После взятия в 1807 году французами Данциг был объявлен вольным городом (Данцигская республика), но после разорительной осады в 1813 вернулся к Пруссии.
[править] Межвоенный период
Основная статья: Вольный город Данциг
После Первой мировой войны Гданьск по Версальскому мирному договору (1919) получил статус вольного города и находился под управлением Лиги Наций. Договор также передавал Польше территории, дававшие ей доступ к Данцигу, т. н. Данцигский коридор (или Польский коридор), который отделял Восточную Пруссию от Германии. Большую часть населения города (95 %) составляли немцы, но поляки имели право на свои собственные учреждения, например школы, библиотеки и т. п. Кроме того, по Версальскому договору Польше было предоставлено ведение иностранных дел Данцига и управление железнодорожным сообщением вольного города. Польше было предоставлено право свободного пользования данцигскими водными путями, доками и пр. Данциг входил в таможенную зону Польши. С 1926 Польша, с согласия Лиги Наций, содержала в гавани Данцига склад военного снаряжения под охраной польских военнослужащих.
[править] Вторая мировая война
В 1939 году Германия потребовала от Польши возвратить город, а также предоставить Германии пути в обход Данцигского коридора для связи с Восточной Пруссией. Отказ Польши стал формальным поводом к началу Второй мировой войны.
1 сентября 1939 года в Гданьске немецкими войсками были атакованы Польская Почта (см. Оборона польской почты в Гданьске) и небольшой польский гарнизон в форте Вестерплатте. В течение нескольких часов Польскую Почту обороняли несколько десятков польских патриотов, вооружённых в основном спортивным и охотничьим оружием. Форт Вестерплатте был обстрелян кораблями немецких ВМС. На следующий же день Гданьск вошёл в состав Восточной Пруссии как Данциг.
В завершающей стадии войны, при подходе к Гданьску Советской Армии — в ходе бомбардировок и штурма советскими войсками город был сильно разрушен, в центре разрушения достигали 70—80 %.
После войны, по решению потсдамской конференции Восточная Пруссия была ликвидирована. Её южная часть, примерно 2/3 общей территории, в том числе и Гданьск, была передана Польше. Немецкое население было депортировано.
«Солдаты, явитесь (регистрируйтесь) на ближайшем ведомстве сухопутных войск! Кто присоединяется к гражданским беженцам или пребывает без дела в гражданских квартирах считается находившимся в самовольной отлучке.»
«Жители Данцига, сохраняйте дисциплину! Паника и распространение слухов — лучшие друзья большевиков.»
[править] После войны
Сразу же после войны, уже в конце сороковых годов, несмотря на значительные экономические трудности, в Гданьске началось восстановление старого города. Этот процесс не завершён до сих пор, хотя большая часть работ уже выполнена. В основном не восстановленными остаются руины зерновых амбаров на острове Складов и острове Оловянка. В целом же старый город восстановлен почти полностью.
В 1981 году в Гданьске возник независимый профсоюз судостроителей «Солидарность», во главе которого встал сварщик с гданьской судоверфи Лех Валенса. Деятельность этого профсоюза стала одним из факторов распада социалистической системы. Впоследствии Лех Валенса стал президентом Польши.
|