Культура и традиции - Польское кино

Рассказы туристов

News image

Польша. Киев - Варшава - Гданьск (июнь 2003)

Привет всем! Хочу поделиться своими впечатлениями от поездки в Польшу, може...

News image

Ва-банк, или шестое чувство Варшава-Краков-Познань (9-12 июня 2005 года)

Как это пришло нам в голову Как обычно, собирались мы совсем не туда. В кач...

News image

Отчет о поездке в польские Татры - 15-22-февраля 2003г

Часть 1. Киев-Олесько-Львов-Шегини..

News image

В Польшу на автомобиле

Путешествие в Турцию сорвалось, а вернее отодвинулось по срокам на целый год. ...

News image

Польские Татры: инструкция по эксплуатации (2002)

Практическая информация - преимущества и недостатки Польских Татр, снаряжение,...


Польское кино
О стране - Культура и традиции

польское кино

После перемен 1989 г. польская кинематография изменила способ функционирования. Сегодня кинопроизводство в Польше организовано так же, как в западноевропейских странах средней величины. Для реализации своих планов режиссеры ищут зарубежных источников дополнительного финансирования, частных продюсеров. Часто финансовую помощь режиссерам оказывает телевидение - государственное или частное. Наиболее ценные проекты получают государственную поддержку. По решению министра культуры на съемки выделяются дотации из части госбюджета, предназначенного на развитие культуры. Польское кино как индустрия доказало свою состоятельность еще в начале 90-х гг., когда польские кинематографисты участвовали в производстве фильма Стивена Спилберга Список Шиндлера (1993), съемки которого велись в Польше, а трое участников съемочной группы - оператор Януш Каминьский и художники-постановщики Аллан Старский и Эва Браун стали обладателями Оскаров.

Хотя сегодняшнее польское кино снимается при новой, демократической системе, его художественная традиция сформировалась во времена ПНР. Особым периодом в его истории были годы 1956 - 1981, когда коммунистический режим терял свою идеологическую жесткость. Польский кинематограф сумел в значительной степени избежать участи служения властям в качестве средства пропаганды и выражал чаяния общества. Именно в этот период заявили о себе два важнейших в истории польского кино художественных направления: польская киношкола 1956 - 1961 гг., и кино морального беспокойства или моральной тревоги 1975 - 1981 гг.

Традиция первого направления, связанная еще с романтической литературой, жива в польском кино до сих пор, хотя вот уже 40 лет назад нет с нами самого большого рационалиста и насмешника польской школы - Анджея Мунка (1921 - 1961), создателя таких фильмов, как Косоглазое счастье (1959) и Пассажирки (1961). В самом конце прошлого века скончался другой выдающийся представитель этого направления, режиссер Войцех Хас (1925 - 2000). Его фильм Рукопись, найденная в Сарагосе (1964) - захватывающее киноповествование о наполеоновских временах до такой степени любит сам Мартин Скорсезе, что выкупил его авторскую копию, чтобы отреставрировать этот шедевр. Мэтр польского кино Анджей Вайда (р. 1926), снявший картины, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: Пепел и алмаз (1958), Земля обетованная (1974), Человек из мрамора (1976) стал в 2000 г. лауреатом Оскара за совокупность творческих достижений. Его экранизация национальной классики - поэмы Адама Мицкевича Пан Тадеуш (1999) напомнила полякам о том, какими видят они самих себя в мечтах, и показала, насколько эти мечты расходятся с сегодняшней действительностью. Во время Берлинского кинофестиваля в 1999 г. американский Фонд кинематографии (Cinema Foundation) вручил Вайде впервые учрежденную им Премию свободы для самого смелого в творческом отношении деятеля кинематографа Центральной и Восточной Европы. Тогда же этой премии было присвоено имя Анджея Вайды, и он лично вручает ее очередным лауреатам на ежегодной церемонии награждения. В 2000 г. этой премии удостоилась режиссер Кира Муратова из Украины, в 2001 г. ее лауреатом стал чешский сюрреалист Ян Шванкмайер, а в 2002 г. - молодой немецкий режиссер Андреас Дрезен.

Среди представителей польской школы в одном ряду с Анджеем Вайдой стоит Казимеж Куц (р. 1929), автор прекрасных фильмов, раскрывающих богатство фольклора Верхней Силезии. Его картина Смерть как кусок хлеба (1994) с великолепной музыкой Войцеха Киляра обращается к легендарным временам рабочей Солидарности , воссоздавая трагическое событие: подавление забастовки в шахте Вуек вооруженными отрядами войск в декабре 1981 г. Еще один выдающийся режиссер польской школы - Ежи Кавалерович (р. 1922), известный своими костюмными фильмами в жанре моралите: Мать Иоанна от ангелов (1960), Фараон (1966), несколько лет назад снял зрелищную картину Камо грядеши (Qvo vadis)? по мотивам классического романа лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. К сожалению, уже давно не работает на съемочной площадке замечательный писатель и кинорежиссер Тадеуш Конвицкий (р. 1926), основоположник авторского кино (Последний день лета, 1958). Его оригинальные концептуальные работы - фильм-автобиография Как далеко отсюда, как близко (1927), или Долина Иссы - экранизация произведения другого нобелевского лауреата Чеслава Милоша (1982) вспоминают о многонациональных корнях культуры Польши, в которой на протяжении столетий рядом друг с другом жили поляки, евреи, русины, литовцы, немцы...

Стоит добавить, что в 30-е гг. Польша занимала одно из первых мест по количеству и художественному качеству фильмов на языке идиш. Сегодня такие картины, как Дибук (1937) Михала Важиньского или Идл мит фидл (1936) Юзефа Грина и Яна Новины-Пшибыльского, отреставрированные копии которых демонстрируются в польских кинотеатрах, переживают свою вторую молодость. Во втором из вышеназванных фильмов исполнительницей главной роли сыграла актриса из США Молли Пикон. Но в основном в этих картинах снимались замечательные еврейские актеры из Польши, например, Иза Каминьская, которую спустя много лет после войны зрители увидели на экране в получившем премию Оскар чешском фильме The Shop on Main Street (1965), где актриса сыграла главную роль.

Очередным обращением к традициям польской школы можно считать фильм Романа Поляньского Пианист, удостоившегося в 2002 г. Золотой пальмовой ветви на фестивале в Каннах. Польша была только одной из нескольких стран-участниц совместного производства, но по праву считает этот фильм своим , поскольку он снимался в Польше и рассказывает о судьбе польского музыканта еврейского происхождения. Свою первую большую роль в кино Роман Поляньский - сегодня выдающийся актер, режиссер и сценарист - сыграл в фильме Анджея Вайды Поколение (1954), ознаменовавшем собой открытие того самого направления, которое получило название польская школа . Позже Полянский ассистировал Анджею Мунку во время съемок Косоглазого счастья (1959), а его дипломная работа как выпускника Школы кинематографии в Лодзи Когда падают ангелы (1959) стал... пародией на то, что было признано достижениями целого направления. В течение всех лет работы на Западе Поляньский сохраняет верность своим польским коллегам. Кшиштоф Комеда написал музыку к одному из самых забавных английских фильмов Поляньского Dance of the Vampires (1967) и лучшему из его фильмов, снятых в США, Rosemary?s Baby (1968). Автором музыки к Пианисту стал Войцех Киляр, а главным оператором - Павел Эдельман.

Другое классическое направление польского кинематографа - кино морального беспокойства , отражая патологические явления своего времени, критиковало тем самым коммунистический режим в Польше. Выдающиеся режиссеры, вышедшие за рамки целенаправленной критики окружающей действительности и поднявшие в своих работах универсальные проблемы философского характера - это Агнешка Холланд (р. 1948) и Кшиштоф Кеслёвский (1941 - 1996), автор фильма Любитель, признанного шедевром этого направления.

Кеслёвский в конце 80-х - начале 90-х гг. снискал реноме ведущего европейского режиссера. Его цикл из десяти фильмов Декалог (Десять заповедей) (1988/89) служит классическим примером перехода от бесстрастного наблюдения за происходящим к экзистенциальным вопросам, важным для каждого человека. Дальнейшим продвижением по этому пути стал фильм Двойная жизнь Вероники (1991), а также кино-трилогия Три цвета (1993/94) - все с незабываемой музыкой Збигнева Прейзнера. Работа над этими фильмами позволила молодым французским актрисам Жюльетт Бинош и Ирэн Жакоб соприкоснуться с лучшими традициями европейской школы актерского мастерства.

Кино морального беспокойства и сегодня является продуктивной творческой формулой. Среди ее приверженцев, в первую очередь, следует назвать Кшиштофа Зануссии (р. 1939), чей фильм Жизнь как смертельная болезнь, переносимая половым путем (2000) показывает, как сюжет на самую злободневную тематику может стать предлогом для серьезного разговора на вечные темы жизни и смерти. В эту формулу вписываются также ведущие представители очередных поколений польских кинематографистов. Фильм Кшиштофа Краузе (р. 1953) Долг (1999), в основу сценария которого положено фактическое уголовное дело, нашумевшее в начале 90-х гг., поставил вопрос о юридических границах допустимой самообороны, но также затронул политические и моральные проблемы, такие, как цена трансформации государственного строя и степень духовной готовности общества и каждого человека к свободе. Роберт Глиньский (р. 1952) в фильме Привет, Тереска (2001) - пронзительной истории о нелегкой судьбе стоящих на пороге взрослой жизни девочек-подростков, показывает, как сегодняшний кризис веры и моральных ценностей обнажил бессилие всех воспитательных учреждений. Исполнительницы ролей главных героинь Александра Гетнер и Каролина Собчак удостоились премии Yang Artist Award на фестивале в Денвере.

Наиболее оптимистическим из фильмов, продолжающих это направление, представляется Эди (2002) - дебют Петра Тшаскальского (р. 1967), который серией выразительных кадров пытается убедить зрителей, что даже участь бездомного бродяги не означает лишения внутренней гармонии и счастья. Режиссер очень тактично и с чувством меры соединяет позицию объективного регистратора убожества и страданий этого мира с визуальными образами, достойными приверженца дзен-буддизма (прекрасная работа оператора Кшиштофа Птака).

Наиболее характерной тенденцией сегодняшней стадии развития польского кинематографа стало появление группы авторов-индивидуалистов, формирующих оригинальный стиль общения со зрителем, раскрывая перед ним двери в свой собственный мир, выстроенный из фрагментов подлинной или вымышленной автобиографии. В ряд наиболее последовательных авторов этой группы входит Анджей Кондратюк (р. 1936), который своими фильмах Маятник времени (1995) или Солнечные часы (1997) идет по пути личной кино-исповеди, при этом беря на себя все возможные функции, необходимые для создания картины: сценариста, художника-постановщика, продюсера и актера-исполнителя главной роли. Главным пересмешником сегодняшнего польского кино, демонстрирующим на примере своих героев горький удел отчаявшегося интеллигента, считается Марек Котерский (р. 1942), автор фильма День чокнутого (2002) с потрясающей ролью звезды польского экрана Марека Кондрата. В свою очередь, самый знаменитый дебютант 90-х гг. Ян Якуб Кольский (р. 1956) создал в своих фильмах Янчо Водник (1993) и История кино в Попелявах (1998) отдельный мир, расположенный вдали от цивилизации, в деревне, где элементарные вопросы этики звучат наиболее естественно. Наконец, стоит отметить удачный режиссерский старт Ежи Штура (р. 1947) - прославленного актера, создавшего незабываемые образы в кино морального беспокойства . Автор таких картин, как Любовные истории (1997), Дикое животное (2000) и др., успешно присоединился к данной группе.

Среди жанров так называемого коммерческого кино наибольшей популярностью пользуется в настоящее время комедия. Статус культовых режиссеров обрели создатели комедий, снимавшие свои картины при коммунистическом режиме и сумевшие передать в них абсурд будничного функционирования системы: Станислав Барея (1929 - 1987), автор фильма Мишка (1980) и Марек Пивовский (р. 1935), чей фильм Рейс (1970) завоевывает всё новые и новые поколения зрителей. Сегодня ведущим специалистом этого жанра является Юлиуш Махульский (р. 1955), создатель легендарной Сексмиссии (в русском прокате этот кино-бестселлер 80-х гг. назывался Новые амазонки - прим. переводчика) - забавнейшей пародии на фильмы science-fiction с блистательной ролью вышеупомянутого Ежи Штура. В последнее десятилетие таким же бестселлером стал фильм Махульского Килер (1997). История ни в чем не повинного таксиста, ошибочно принимаемого за платного убийцу, стала не только поводом для сатирического взгляда на психологическое состояние соотечественников, но и настолько мастерски сделанным продуктом своего жанра, что продюсеры из Голливуда приобрели права на ее американский римейк.

Важную роль в развитии польского кинематографа играет авторское документальное кино. До сих в лодзинской Школе кинематографии преподает классик польской документалистики Казимеж Карабаш (р. 1930), автор знаменитой 10-минутной картины Музыканты (1960), которую Кшиштоф Кеслёвский - ученик Карабаша поместил в своем приуроченном к 100-летию кинематографа списке десяти лучших фильмов в мировой истории кино. Польская школа документального фильма предполагает создание такого образа окружающей действительности, который позволяет сделать обобщение и перевести повествование о конкретном герое или случае в область метафоры человеческой судьбы. Примером документального кино, снятого на самом высоком художественном уровне, могут служить фильмы Кшиштофа Кеслёвского (Первая любовь, Больница). Следует назвать также работы Марцеля Лозиньского (р. 1940), которые в эпоху ПНР обнажали лицемерие и фальшь системы (Как жить, 1977). В последние годы этот режиссер в таких фильмах, как 89 мм от Европы (1994), Всё может случиться (1995) ищет ситуации, наиболее красноречиво говорящие о духовном состоянии современного человека. Одним из самых талантливых документалистов младшего поколения стал сын Марцеля Лозиньского - Павел Лозиньский (р. 1956), автор оригинальной формулы частного документа , снимающий видеокамерой жизнь своих соседей по дому (Такая история, 1999). Говоря о лучших польских авторах документального кино, нельзя не назвать режиссера и путешественника Анджея Фидыка (р. 1953). Его Дефиле (1989) о торжествах 40-летия Корейской Народно-Демократической Республики, является великолепной метафорой тоталитаризма. Фильм Киношники из Калькутты (1998) - своеобразный гимн в честь индусских кинематографистов и Индии как страны, не имеющей себе равных по количеству ежегодной кино-продукции, удостоился Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Банффе. Одна из работ последних лет, Танец тростника (2001) - красочное, хотя и пессимистическое повествование о нравах и проблемах Свазиленда - маленькой страны на юге Африки. По данным рапорта ООН от июня 2000 г., в течение нескольких ближайших лет более половины подростков в Свазиленде погибнет от СПИДа. Фильм Анджея Фидыка стал лауреатом премии фестиваля World Media в Гамбурге, а на Международной ярмарке телевидения в Кёльне Танец тростника был включен в десятку лучших телевизионных документальных фильмов 2001 года.

Жанр мультипликации традиционно служил польским кинематографистам полем для художественных экспериментов, а одновременно формой, которую можно наполнить литературным и философским содержанием. Выдающимся мастером этого жанра был многие годы работавший на Западе Ян Леница (1928 - 2001), автор таких шедевров, как Лабиринт (1963) и Король Убю (1979). Уникальным можно назвать творчество Валериана Боровчика (р. 1923), работающего в манере мультипликационного гротеска, автора известного мультфильма Le Concert de M. Et Mme Kabal (1962). Среди ведущих мультипликаторов последних лет наиболее интересно работают Ежи Куця (р. 1942) из Кракова, вечный экспериментатор, называемый Брессоном мировой анимации , а также Петр Думала (р. 1956) из Варшавы, экранизирующий классику мировой литературы (Кроткая, 1985; Преступление и наказание, 2001). Особое место в ряду мастеров мультипликации занимает Збигнев Рыбчиньский (р.1949) - патриарх видео и первый польский лауреат премии Оскар за фильм Танго (1980).

Фильмы Рыбчиньского: Лестница (1987), Оркестр (1990), Кафка (1991) - это исследование творческих и технических возможностей, которые отрылись с наступлением эры новых технологий, например, таких как система High Definition.

В Польше есть два государственных вуза, где получают образование будущие кинематографисты. Старшее и более известное учебное заведение, основанное более 50 лет тому назад, носит официальное название Государственная высшая школа кинематографии, телевидения и театра в Лодзи. Из стен лодзинской Школы вышли многие выдающиеся актеры, операторы, руководители киностудий, режиссеры во главе с Вайдой, Поляньским, Кеслёвским. Второй вуз - это Силезский университет в Катовице, где действует факультет радио и телевидения. Оба вуза принимают на учебу не только польских, но и зарубежных абитуриентов. Большую помощь выпускникам оказывает польское телевидение, предоставляя им возможность снять первый художественный фильм в рамках проекта Поколение 2000 . Дебютанты, чьи картины оказались наиболее интересными, например Малгожата Шумовская (Счастливый человек, 2000), Лукаш Барчик (Гляжу я на тебя, Марыся..., 2000), Марек Леницкий (Мой город, 2002) обогатили отечественный кинематограф новой авторской перспективой поколения, воспитанного уже в демократической Польше, свободного от предрассудков и комплексов своих родителей.

В ряду многих ежегодно проходящих в Польше кинофестивалей три фестиваля имеют особое значение. Для польских кинематографистов самым важным является Всепольский фестиваль художественных фильмов в Гдыни (ранее - в Гданьске), история которого ведется с 1974 г. На нем в сентябре каждого года представляются все отечественные кинокартины, созданные в течение сезона. Главный приз этого фестиваля называется Золотые Львы. Самую богатую традицию имеет Краковский кинофестиваль, существующий непрерывно с 1960 г. В его рамках параллельно проводятся два конкурса - всепольский и международный, лауреатам которых вручаются главные призы Золотой Лайконик и Золотой Дракон за лучшие документальные и короткометражные фильмы. Самый молодой кинофестиваль, впервые организованный в 1993 г. - это идущий в конце ноября - начале декабря Международный фестиваль кинооператорского искусства Camerimage , жюри которого присуждает лучшим операторам премию Золотая Лягушка.

В Польше активно развивается киноведение. Историю кино преподают во всех польских университетах. Отдельные факультеты киноведения действуют в Ягеллонском университете в Кракове и в Лодзинском университете. Среди многочисленных периодических изданий, посвященных тематике кино, следует отметить выходящий раз в четыре месяца научный журнал Квартальник фильмовы и два ежемесячных издания - специализированный журнал Кино (в стиле Cahiers du cinema ) и популярный Фильм (в стиле Premiere ).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Отзывы туристов:

Впечатления от поездки в Польшу, Шклярск

Краткая информация: Решили поехать на лыжах прокатится. Состав: я жена и дочка 12 лет. Не хо...

Мальброк-Сопот-Гданьск сентябрь 2003

Ездили из Калининграда, где гостили у родственников. Узнали, что до 1 октября въезд для россиян бе...

Куда поехать?

Программа Северная Польша : Варшава, То

News image

Даты туров: 17-22 мая, 28 июня - 03 июля, 23 - 28 августа, 04 - 09...

Туристическая поездка в Польшу. Карконош

News image

Программа тура День 1 Прибытие во Вроцлав. Прогулка по Старому городу. Ужин в региональном ресторане. Ночлег в ...

Полезное:

News image

Общие сведения о стране

Республика Польша расположена в Центральной Европе, между 49°00' и 54°50' северной широты и межд...

News image

Визы с правом на трудоустройство или выполнение других занятий с целью заработка

Визы, выдаваемые с правом на трудоустройство или выполнение других занятий с целью заработка, ...

News image

Несколько советов туристам при осмотре костелов

Практически все костелы в Польше действующие. И, естественно, открыты как для прихожан, так и для ...

News image

Политическое устройство

Польша - парламентская республика. 3 ветви власти: Законодательная власть: Сейм ...

Курорты Польшы

News image

Закопане

На юге Польши, у подножья единственных в стране гор альпийского стиля, лежит Закопане, зимняя сто...

Культура и традиции

News image

Дамам - особое почтение

Обычай целовать женщинам руку постепенно выходит из моды, однако нельзя сказать, что он исчез совс...