Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фредерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. Два десятилетия между мировыми войнами отметились инициативой организации международных конкурсов, в том числе - сегодня одного из старейших в мире Конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (выдающегося скрипача-виртуоза), проходящего в Познани с 1935 г., или Международный конкурс пианистов им. Фредерика Шопена в Варшаве (с 1927 г., на котором дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак, Кристиан Цимерман. Среди композиторов ведущее место занимал в то время Кароль Шимановский (1882 - 1937) - создатель яркой, эмоциональной музыки, часто окрашенной фольклорными мотивами (примером может служить балет Харнаси. Музыка Шимановского в последнее время обрела большую популярность в Европе, благодаря сэру Симону Рэтлу - дирижеру Бирмингемского симфонического оркестра, активно популяризирующему произведения польского композитора (запись ряда альбомов по заказу фирмы звукозаписи EMI). Ведущим представителем музыкального авангарда считается Войцех Киляр (р. 1932), сегодня пишущий в основном музыку для кинофильмов, а также автор сочинений для оркестра. В атмосфере расчета с авангардистским прошлым многие композиторы обратились к забытым традиционным идеалам. Особенно ярко это проявилось в творчестве Павла Шиманьского и Павла Микетына. Их произведения характеризуются оригинальными ассоциациями со стилистикой классицизма, романтизма и даже барокко Микетына по Шекспиру), далекими от упрощенного наследования. Что характеризует современную эстрадную музыку? В первую очередь то, что ее жизнь сейчас регулируется не столько канонами искусства, сколько принципами рынка. Послевоенная история легкой музыки в Польше началась с увлечения джазом. Джаз главенствовал на эстраде до 1950 г. Потом коммунисты, находившиеся у власти, решили, что джаз - это не что иное, как проявление симпатии к вражеской идеологии. Джаз подвергся официальному осуждению, а на исполнение и слушание этой музыки был наложен запрет. И только в середине 50-х гг. вместе с идеологической оттепелью появились первые ростки творческой свободы. В 1956 г. энтузиасты джаза, лидером которых считался непокорный писатель Леопольд Тырманд (позже эмигрировавший), организовали первый в Польше международный фестиваль джаза. Сегодня он известен под названием Jazz Jamboree и пользуется славой старейшего джазового фестиваля в Европе. Творческой активности в создании собственного музыкального стиля пришелся в Польше на 60-е гг. Тогда в литературу, кино, театр, на эстраду и в джаз - не только в Польше, но и во всем мире пришла талантливая молодежь. Образ польской музыки будет неполным, если мы не вспомним о польских композиторах - авторах музыки к кинофильмам. Их достижения известны уже давно и удостоились многочисленных премий. Музыка из кинофильмов переходит из кино в простую жизнь народа. И каждый напевает полюбившийся мотив. Сегодня кинопроизводство в Польше организовано так же, как в западноевропейских странах средней величины. Польское кино как индустрия доказало свою состоятельность еще в начале 90-х гг., когда польские кинематографисты участвовали в производстве фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» (1993), съемки которого велись в Польше, а трое участников съемочной группы - оператор Януш Каминьский и художники-постановщики Аллан Старский и Эва Браун стали обладателями Оскаров. Стоит добавить, что в 30-е гг. Польша занимала одно из первых мест по количеству и художественному качеству фильмов на языке идиш. Другое классическое направление польского кинематографа - кино морального беспокойства , отражая патологические явления своего времени. Кино морального беспокойства и сегодня является продуктивной творческой формулой. Среди ее приверженцев, в первую очередь, следует назвать Кшиштофа Зануссии (р. 1939), чей фильм «Жизнь как смертельная болезнь, переносимая половым путем» (2000) показывает, как сюжет на самую злободневную тематику может стать предлогом для серьезного разговора на вечные темы жизни смерти.
|