Польская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. В XIX в. разгорелась в Польше дискуссия о смысле существования польского национального искусства . На пути от романтизма к современности крутым поворотом стала борьба позитивистов за автономию живописи и сближение искусства с действительностью.
Мастерство польских художников можно оценить в музеях и галереях Варшавы, Кракова, и других городов. Особенно стоило отметить выдающегося польского художника Яна Матейко (1838-1893). Его работы посвящены главным образом ключевым моментом истории Польши. Внутреннее убранство Костела францисканцев в Кракове представляет собой один из прекраснейших примеров европейского декоративного искусства в стиле модерн. Его автор Станислав Выспяньский (1869 - 1907), ученик Яна Матейко - это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название Млода Польска .
Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе - Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе - Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Одной из важнейших и наиболее долговечных традиций в польской живописи является колоризм - польская разновидность постимпрессионизма. Художники из творческого объединения Парижский комитет совершали паломничества в город над Сеной в поисках инспирации и света, а после возвращения исполняли роль апостолов хорошей живописи . Главным были для них гармония красок, выразительность цвета и мазка, красота полотен, напоминающих переливающиеся ткани.
Поколения колористов оказали большое влияние на всю систему художественного обучения, создав польскую школу колоризма, характеризующуюся особой восприимчивостью к цвету и декоративным изяществом полотен. Народное творчество сегодня интересует не только этнографов и исследователей сельских обычаев. Из богатой сокровищницы народной культуры черпают также профессиональные художники, графики, скульпторы, находя к родимым этническим мотивам новый творческий подход. Эугениуш Муха (р. 1927) - мастер по церковной росписи, подвергает религиозные темы смелой, неординарной интерпретации. В произведениях Мухи проглядывается польская деревня с ее вырезанными из дерева фигурками святых, оконной росписью, ярмарочной мишурой праздников, но также и золотыми средневековыми алтарями или каменными надгробьями. Наряду со многими видами и вариантами драматического театра, в основу которого положено художественное слово, в Польше развиваются и достигают замечательных результатов такие театральные жанры как пластичный театр, музыкальный театр, театр жеста. Растет популярность кукольного театра, театра фигур и теней. В Польше есть даже театр рисунка и театр огня и бумаги. Репертуар польских театров включает в себя и национальную классику – пьесы Адама Мицкевича (1798-1855), Юлиуша Словацкого(1809-1849), Станислава Выспяньского(1869-1907), и современный авангард. Тон здесь задавали Ежи Гротовский и Тадеуш Кантов. Так же, как и в других странах Европы, в Польше наиболее распространен такой вид театра, как драматический, опирающийся на деятельность относительно постоянных коллективов. Во второй половине 90-х гг. в польский театр влилось молодое поколение режиссеров, предпринявших попытку создания спектаклей, отвечающих опыту и проблемам поколения тридцатилетних, воспитанных на массовой культуре, привыкших к быстрой смене видеоряда, при этом всё больше теряющихся в мире потребления. Лидерство в этом направлении держит Варшавский театр Розмаитощи , называемый самым быстрым театром города.
|